Одной из самых важных тем для обсуждения в мире Формулы-1 являются деньги. С одной стороны, это плохо, поскольку иногда человеческие качества уходят на второй план, но с другой - это правда. Правда жизни. Если уж так повелось, то можно попробовать найти плюс. Безусловно, одним из них является Гран-при Абу Даби, который в прошлом сезоне принимал не самую важную гонку, но в то же время – самую яркую. Яркую в понимании окружающей среды – было буквально все! Лет 50 назад в персидском заливе нашли нефть и вот сейчас "черное золото" позволяет местным шейхам строить нереальные объекты. Одним из проектов в Абу Даби стал искусственный осторов Яс. Компания Aldar Properties вложила в этот проект 40 миллиардов долларов. Много ли - не наш вопрос, но там давно нет "простых" миллионных идеи для строительства. В проект были включены все виды развлекательных заведений: аквапарк, развлекательный центр "Феррари" (он был открыт совсем недавно - перед первой гонкой строительство было не завершено), тематический парк Уорнер Бразерс, поле для гольфа, гостиницы, магазины, виллы.
Конечно же, все имело приставку "самое-самое". Например, американские горки будут самыми быстрыми в мире, развлекательный центр самым большим в мире, гостиницы самыми необыкновенными. И снова нужно коснуться денежного вопроса. Совсем неплохой проект был и у корейцев, но пока там построили отличный трек, но без фешенебельного окружения. "Идеи наши, деньги..." - не все могут похвастаться "своими" идеями и деньгами одновременно.
Вся изысканность Ближнего Востока не обошла стороной и трек Яс Марина – морская петля Яс. В регионе Персидского залива у проектантов было два конкурента: трек в Сахире (Бахрейн), где проходят гонки Формулы-1, и трек в Лосале (Катар), где проходят гонки Moto GP. Но как показало время, трек Абу-Даби обошел своих конкурентов по всем показателям.
Первый раз Формула-1 коснулась Абу-Даби 3 февраля 2007 года. Тогда в столице ОАЭ прошел грандиозный по масштабам фестиваль Формулы-1. Тогда собралось рекордное количество гостей, имеющих отношение к королевским гонкам. В тот же день было дано объявление о том, что Абу-Даби будет принимать Гран-при Формулы-1 с 2009 по 2016 – как минимум. Думается, в итоге дата проведения последнего этапа в Абу-Даби будет не в этом веке... Конечно же, если до тех дней доживет сама Формула.
Официальным спонсором соревнования стала местная авиакомпания Etihad Airways . Проектантом трассы стал по уже неизменной традиции Герман Тильке. Немец, которого знает каждый болельщик гонок, в 2006 году изначально брался за скромный проект трассы, для проведения местных соревнований. Но через год планы города изменились и архитектор принялся за проект постройки трассы для проведения Гран-при.
В октябре 2008 года был заложен первый камень Яс Марины, а через год был сдан в эксплуатацию новый "самый-самый" проект в Абу-Даби. В комплексе с автодромом были построены школа вождения, центр гонок на скорость, трасса для картинга. В зрительских интересах было сделано две вещи. Первой их них стала конфигурация трассы. Герман Тильке подарил две длинных прямых (длина одной из них составляет 1173 метра, что всего лишь на 2 метра меньше, чем длинна прямой на автодроме в Шанхае), что дает возможность увидеть много обгонов по ходу гонки.
Из-за наличия двух длинных прямых, гонщикам прийдется искать баланс между настройками на быструю и медленную часть трассы. Также достопримечательностью трассы стал выезд из пит-лейн, проложенный у туннеле. Эта особенность станет дополнительный испытанием для пилотов, поскольку туннель начинается после линии ограничения скорости. Теоретически это должно подарить преимущество Ред Булл, но ситуация не столь однозначна, чтобы говорить уверенным голосом - все может случиться. Как сказал Хэмилтон, один из претендентов на чемпионство, борьба продлится до взмаха клетчатого флага.
Вторым сюрпризом для зрителей стали трибуны. Места для зрителей поделены на два класса: VIP и VVIP. Если с минимальным уровнем VIP многое понятно - в Абу-Даби не воспринимаются простые вещи,- то места VVIP получили оригинальный вид. Первой такой "трибуной" станет отель Яс, напоминающий по своей форме кита,- кольцо автодрома ныряет под хвостовую часть гостиницы. В вечернее время отель начинает переливаться множеством цветом и это станет великолепным зрелищем для телезрителей. Вторая VVIP-трибуна - солнечная башня, расположенная рядом с первым поворотом. С нее Его Высочество шейх Калиф Бин Заед Аль Нахьян будет наблюдать за стартом и финишем гонки. Но, что важно, это все нужно увидеть - гонка в прошлом году подтвердила это.
Этой роскошью Абу-Даби утер нос пустынному автодрому в Бахрейне. Казалось, что хотя бы Катар со своей ночной гонкой в Moto GP сможет навязать борьбу Абу-Даби, но был найден козырный туз и на эту составляющую. В Абу-Даби нас ждет первая гонка, которая начнется днем, а закончится после захода солнца. Для этого трек был оборудован искусственным освещением. Конечно же, освещение стало самым лучшим из всех постоянных треков в мире.
Станет ли предстоящая гонка самой захватывающей в истории Формулы-1 - вопрос, ответ на который поступит совсем скоро. Ждем! Осталось так мало...
Гран-при Абу-Даби. Статистика:
Количество кругов - 55
Длина круга - 5,554 км
Рекорд круга в гонке - 1:40,279 Себастьян Феттель (2009)
Победители Гран-при Абу-Даби:
2009 - Себастьян Феттель (Ред Булл)